- По-церковнославянски правильно: Рожество Христово
- О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
- Рождество Христово. Событие праздника
- История празднования Рождества Христова
- Рождество Христово. Устав и Богослужение
- Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
- Иконы Рождеству Христову
- Храмы Рождества Христова на Руси
- Старообрядческие храмы Рождества Христова
По-церковнославянски правильно: Рожество Христово
Рождество Христово – один из двенадцати главных праздников православного Господа и считается вторым по значимости после Пасхи. Этот праздник установлен в память Рождества Христова Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и всегда отмечается в один и тот же день – 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинается период Рождества, от Рождества Христова до Крещения Господня.
О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
Написание и произношение слова «Рождество» различаются древнерусскими и современными традициями. В древней доскизматической литургической традиции и у современных старообрядцев принято название «Рождество» (без буквы «д»). В первых печатных книгах начало праздничного тропария звучит так:
Правосудие вашего hrte b9e принадлежит нам
В то же время в современном русском языке и в постделивной (Никонианской) церкви было добавлено звучание названия «Рождество», которое стало общеупотребительным. Вот комментарии старообрядческих священников по этому поводу:
Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческой церкви в Ростове-на-Дону поясняет:
Рождество – это славянская церковная традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция вести именно такую стенограмму. Даже если это необязательно. Связанные, чередующиеся, двойные согласные в основе слова – это влияние западнославянской традиции.
Комментирует настоятель Калужской старообрядческой церкви иерей Иоанн Курбацкий:
Слово «Рождество» пишется под названием, как и другие священные слова (Бог, Господь, Богородица и т.д.). На службе произносим так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без буквы «д». В то же время, «д» произносится во многих других случаях: «Дева рождает Существенное…», «Иисус родился в Вифлееме, Иудейская система…», «От Девы родился. »и т д.
интересно, что буква «д» в церковнославянском языке иногда произносится там, где ее нет в современном русском языке. В каноне Благовещения мы читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Как родить Сына?» Помимо «Рождества», вы можете привести примеры других слов с комбинацией букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах их написание встречается по-разному: с буквой «д» и без нее. Читаем, как это написано в книге. Таким образом, можно смело поздравлять людей с Рождеством и произносить в молитве «Рождество» по древнерусской традиции. Новообращенные полностью отказались от этой архаичной фонетической формы, а также изменили произношение многих других слов (Предтеч вместо Предотеч, Николай вместо Никола и так далее)».
В этой и других статьях на нашем сайте мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке названия «Рождество», потому что иначе, к сожалению, наша статья просто уйдет из поисковых систем и не будет найдена читателями по запрос соответствующий.
Рождество Христово. Событие праздника
Христос родился – хвала! Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа дают только евангелисты Лука и Матфей. Все праведники Ветхого Завета жили верой и надеждой на то, что придет Мессия, который исправит последствия падения Адама, примирит человечество с Богом и спасет человека, умирающего от греха. Все книги Ветхого Завета содержат пророчества о Христе. И вот пришло время, когда все они исполнились. В то время Иудея находилась под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, а точнее всемирную перепись. По еврейскому обычаю, который учли римские власти, каждый должен был зарегистрироваться в городе происхождения своей семьи. Иосиф Обетованный и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, поэтому они отправились в Вифлеем, город Давида. Все отели и дома в Вифлееме были переполнены. Джузеппе Промесси Спози и Пресвятая Богородица, ожидавшие скорого рождения Младенца, были вынуждены ночевать за городом, в пещере (колыбели), куда пастухи вели свой скот на случай непогоды.
Когда сам Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, ему не было места в доме
пришло время рождения Христа. Спаситель мира, Царь царей, которого мир ждал тысячелетиями, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился посреди ночи. Пресвятая Богородица завернула Его в пеленки и положила в ясли, кормушку для скота. Извечное пророчество о пришествии Спасителя сбылось, но мир спал. Только пастыри, охраняющие стада, узнали чудесную весть: им явился ангел с радостными словами о рождении Христа. Тогда пастухи услышали ангельскую песню:
Слава Богу на высшем небе и мир на земле, добрая воля в людях!
Пастухи и мудрецы пришли поклониться рожденному Богом ребенку
Первыми поклонялись Господу простые пастыри. За ними пришли вавилонские мудрецы – мудрецы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор поработил евреев, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Звезда восходит от Иьякова и жезл восходит от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычайно яркую звезду, волхвы осознали, что пророчество сбылось, и отправились поклоняться Рожденным. Прибыв в Иерусалим, они спросили:
Где тот, кто родился царем евреев? Потому что мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему (Мф 2: 1).
Восточные мудрецы узнали о рождении Христа через необычную звезду
Об этом сразу стало известно царю Ироду. Он был родом из Идумеи, то есть был иностранцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне подозрительный и подозрительный, не любимый людьми, он очень боялся потерять власть. Он даже убил своих детей и жену, заподозрив их в заговоре. Зная, что восточные мудрецы ищут новорожденного царя евреев, Ирод немедленно подозвал их к себе и начал спрашивать, о каком царе они говорят? Где это Но сами волхвы не знали, куда пойти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников, людей, хорошо знающих Священное Писание, и спросил, где родится Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:
А ты, Вифлеем-Ефрат, маленький ли ты среди тысяч Иудеи? От тебя выйдет ко мне тот, кто будет Господом в Израиле и происхождение которого от начала, от вечных дней (Михей 5: 2).
Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы спросить их о времени появления звезды. На обратном пути он попросил волхвов вернуться к нему и рассказать ему о Младенце, чтобы он мог сам пойти и поклониться ему. Действительно, Ирод хотел избавиться от претендента на престол. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где в то время находилось святое семейство. Они поклонились Господу и преподнесли свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не только драгоценные дары, но и символы: золото означало королевское достоинство Младенца, благовония, используемые для богослужений – Божество и мирра символизировали Его будущее погребение – умерших в те дни помазывали смешанным маслом с ароматной миррой.
Волхвы не вернулись в Иерусалим: им явился ангел и рассказал о злом плане Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. По преданию, волхвов звали Мельхиор, Гаспаре и Бальдассар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение апостолом Фомой. Ирод, не дожидаясь волхвов, приказал убить всех детей до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:
Рахиль оплакивает своих детей и не хочет утешаться, потому что их нет (Иер 31:15).
Убийство святых мучеников 14000 детей Ирода в Вифлееме, миниатюрная Минология Василия II, Константинополь, 985 г
Обручник Иосифа был заранее предупрежден появившимся Ангелом о неминуемом убийстве детей и увезшим Богородицу с Младенцем в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где прошло детство Спасителя.
История празднования Рождества Христова
Точная дата рождения Христа неизвестна. Начало празднования датируется I веком, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно 6 января. Этот праздник назывался Крещение Господне. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале 4 века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога солнца в честь зимнего солнцестояния. Языческий праздник контрастировал с Рождеством Христовым – Солнцем Истины.
В Восточной Церкви обычай отдельно праздновать Рождество Христово 25 декабря утвердился несколько позже, ближе к концу четвертого века. По мнению церковных историков, отдельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе датируется 377 годом и связано с императором Аркадием. Но даже в V-VI веках в некоторых восточных церквях продолжали отмечаться Рождество Христово вместе с Крещением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсюду, но до сих пор богослужения Рождества Христова и Крещения Господня совершаются по одному образцу. Этому и другому празднику предшествует Сочельник – день строгого поста, когда Уставом предполагается отмечать Царские часы, а вечернее богослужение к празднику начинается с Великого праздника, называемого «Нефимон», во время которого поется песня пророка Исайи “Бог с нами!” Исайя, живший за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божественности Того, Кто придет спасти мир от греха и смерти.
Бог с нами, поймите язычников и покайтесь, как Бог с нами! Как Сын Отроча родится нам и будет дан нам, как Бог с нами!
В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным праздником, нерабочим днем.
Рождество Христово. Устав и Богослужение
Церковь готовит верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Православные христиане накануне или канун Рождества Христова проводят в особо суровом посте. Согласно церковному уставу, в этот день положено есть пшеничную сиропную и бланшированную медом, поэтому этот день называют кочевым или Сочельником. Накануне Рождества Христова «Царские часы» совершаются отдельно от литургии. Настоящие часы отличаются от обычных часов тем, что на них читаются специальные стихиры, соответствующие дню праздника, Апостола и Евангелия, и поются особые стихиры. Днем Литургия Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихиры на «Господь я взываю», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божьего, с другой – изображается само событие Рождества Христова. : прославление ангелов, смятение Ирода и объединение всех народов под властью римских императоров, которое закончилось триумфом христианства и разрушением политеизма.
В восьми паремиях сказано: в 1-м (Быт. I, 1-13) сотворения человека Богом; во 2-й паре (Числа XXIV, 2–9, 17–18) есть пророчество о звезде Иакова и рождении Человека, которому все будут подчиняться; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) – о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме; в 4-м (проп. Исайя IX, 1-10) – на жезле, т.е правителя от корня Иессея (т.е на Иисусе Христе); в 5-й паремии (проп. Baruc III, 36-38; IV, 1-4) – о явлении на земле Сына Божьего, о его земной жизни; в шестой паремии (проп. Даниил II, 31-36, 44-45) – о восстановлении Богом Целестиального Царства; в 7 (Ис. IX, 6-7) – о рождении Младенца, которого назовут именем Всемогущего Бога и князя мира; в 8-м – о рождении Пресвятой Богородицы Эммануила.
В тот же праздник Рождества Христова торжественное ночное бдение начинается с великого праздника (вместо вечерни) пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Иисусе Христе, и включением стихов Ветхого Завета «С нами Бог» лития. После этого ночное бдение проводится в обычном порядке. В стихах, литиях и стихах, выражаются мысли о торжестве неба и земли, ангелах и людях, радующихся сошествию Бога на землю и нравственному потрясению грешного человечества через рожденного Христа. Апостол (Гал. IV, 4-7) излагает учение о том, что через воплощение Иисуса Христа мы стали детьми Отца Небесного. Евангелие (Матфей II, 1–12) говорит о поклонении волхвов рожденному Господу.
Песни, исполненные на праздничной службе, были сочинены в разное время. Таким образом, тропарь и кондак были составлены римлянами Сладкопевцами в VI веке. Монах Джованни Дамаскено (8 век) написал канон и стихиры, второй канон написал монах Козьма из Майума (8 век). Праздничные стихи написали Константинопольский Патриарх Анатолий (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Константинопольский Патриарх Герман (VIII век).
Библиотека русской веры
Канон Рождества Христова
Читать онлайн
интересно, что одну из праздничных стихир написала единственная женщина-гимнограф! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в 9 веке. Она родилась в дворянской семье. Воспитанная в жалости, девочка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбрал себе невесту. Во дворец были приглашены самые знатные и красивые девушки Византии, в том числе Кассия. Подойдя к ней, будущий император вручил ей золотое яблоко со словами: «С твоей женой случилось зло?», Намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через его жену пришло спасение», имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не любила князя, и он выбрал другую невесту, и Кассия построила монастырь на свои средства и взяла оттуда постриг. Он сочинил много литургических песен, в том числе стихотворение на праздник Рождества Христова:
август є3 тот, кто командует землей2, многоголовый человек e3, ты в человеческом существе, t chi1styz, много жить e4dolom, polish1cz под 8 є3di1nem t -tvom world, степени bhsha e3 в є3d1, но в положении благословения , кжцы вероваша. Народ њpisashasz, повеление Цезаря, написанное верным и 4mem bzhctvA, вы в гуманности за наше. БЕЛИЗАЙТЕ СВОЕ УМЕНИЕ, ГДЕ ТЫ СЛАВА.
Русский перевод:
Когда Август стал единственным правителем всей земли, человеческая власть прекратилась. И когда Ты, Господи, взял человеческую плоть от Пречистой Богородицы, языческое и идолопоклонническое многобожие прекратилось. Как все люди находились под властью одного царства, так и все народы верили в единого Бога. Все люди были описаны под властью Цезаря (перепись населения), а мы, верные, были написаны во имя Бога., Ты, наш Бог воплощенный. Велика твоя милость, Господи, слава Тебе!
Тропарь к празднику церковнославянский текст:
Rzhctvo2 ваш hrtE b9e наш, в мире разумного света на 8 больше и в 4 раза появляются слуги, которые к нам присылают, а нас учат научить вас klanztisz на добро e3, чтобы вы гнали сверху на восток, куда тебе.
Русский текст:
Твое рождение, Христос, наш Бог, озарило мир светом разума: потому что тогда те, кто служили звездам, посредством звезды научились поклоняться Тебе, Солнцу справедливости, и познавать Тебя, Восток, с высоких; Господи, слава Тебе.
Кондак к празднику церковнославянский текст:
Два дня в день он процветает, и три земли неприкосновенны. ѓнГли со славосл0взтъ тестом. Volsvi1, с другой стороны, путешествует с “away” nas bo radi rodi1cz, ntrochA Giovani, bGb.
Русский текст:
Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего сущего, а земля переносит пещеру в Недоступное; Ангелы прославляют пастырей, а волхвы идут к звезде, потому что для нас родился Младенец, Вечный Бог.
Библиотека русской веры
Урок на Рождество. Великие читатели Menaion
Читать оригинал онлайн
Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
Крестьяне всюду проводили сочельник в строжайшем посте. Кушали только после первой звезды, а сама еда в этот день предусматривалась особыми символическими обрядами, к которым их готовили заранее. Обычно перед заходом солнца хозяин со всеми членами семьи стоял в молитве, затем зажигал восковую свечу, приклеивал ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем принесли со двора узелок соломы или сена, накрыли его передний угол и стойку, накрыли чистой скатертью или полотенцем, а на подготовленное место под теми же изображениями положили неотшлифованный узел ржи и кутьи. Когда все было готово, семья возобновила молитву, а затем началась трапеза.
Лубок Павла Варунина
Незаменимым элементом праздника были солома и необмолотый сноп. Они отмечают пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются при смене солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разбавленная медом, также имеет символическое значение. Он знаменует плодородие и используется не только в канун Рождества, но и на похоронах, и даже на родине и крещениях (в последних двух случаях его подают с маслом).
Для употребления в храме старообрядцы готовят кутью (или сочиво) строго из пшеницы и меда, а в домашних условиях разрешается добавлять по вкусу другие лакомства (мак, изюм, орехи и т.д.)
Сама рождественская трапеза проходила в благоговейной тишине и почти молитвенном настроении, что, однако, не помешало крестьянам прямо здесь, во время трапезы, угадать будущий урожай, вытащить соломинку из снопа и получить малыши залезают под стол и «кидают» курицу туда, чтобы цыплята жили хорошо. В конце вечера дети принесли часть оставшейся кутьи в дома бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью», а затем в деревнях начались рождественские гимны. Коляда заключается в том, что мальчики, девочки и мальчики собираются группами и, переходя из одного двора в другой, поют под окнами, а иногда и в избах песни, как в честь праздника, так и в качестве поздравления хозяев, или просто для развлечения и развлечения… За это им дают копейки, хлеба и иногда угощают водкой. Обычаи рождественских гимнов были очень разными в разных губерниях России.
Подожди
В день Рождества Христова, почитаемого как один из величайших праздников, крестьяне начали самым благочестивым образом: поднимали литургию, нарушали пост и только потом начинали безрассудные праздники. А дети, мальчики и девочки деревни в этот момент ходят по дворам и прославляют Христа. Верующие обычно поют на празднике тропари и кондак и только в конце добавляют так называемые изречения. Например, вот одно из таких высказываний:
Пресвятой Богородицы
Иисус родил Христа,
Он положил это в яслях.
Звезда ярко сияла
Он указал путь трем королям —
Пришли три короля
Приносили дары Богу,
Они упали на колени
Христос был увеличен.
Лубок Павла Варунина
Крестьяне приняли Христославов очень тепло и тепло. Самый младший из них обычно сидел на шубе, лежа в переднем углу с вздернутым мехом (это было сделано для того, чтобы куры спокойно сидели на гнездах и приносили больше цыплят), а всем остальным давали небольшие деньги, торты, мука и рогалики. На вырученные деньги мальчики обычно снимали хижину для бесед, куда, помимо девочек и мальчиков, ходили молодые люди, вдовы, солдатские женщины и старики из числа трезвенников. Рождественские гадания также были распространены среди девочек.
Иконы Рождеству Христову
Первые изображения Рождества Христова были сделаны первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно в византийском искусстве развивалась иконография Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Младенца: Иисус Христос лежит в яслях – яслях, в пещере, где, согласно Евангелию, он родился.
Икона Рождества Христова. Из праздничного звания. Начало 15 века. Андрей Рублев. Благовещенский собор Московского Кремля, Москва
Рождество. Значок двустороннего планшета. Вторая половина XVI века Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Икона Рождества Христова. XVI век. Каргополь
Волхвы склоняются перед Господом, который пришел по зову Вифлеемской Звезды, чтобы поклониться Мессии и принести ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции написаны изображения ангелов, прославляющих рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображена сцена омовения Младенца Иисуса после родов.
Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Рождество. Вторая половина XVII века Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль”, Ростов Великий
Рождество. Палехский государственный художественный музей, вторая половина XVIII века, Палех
Храмы Рождества Христова на Руси
В честь Рождества Христова освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алессио. Раньше это был главный храм одноименного монастыря. Имя великого князя Дмитрия Донского упоминается как его основатель в синодике церкви. Характерным для Рождественского монастыря было наличие накипи для захоронения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первозданный вид и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.
Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде
Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в городе Галич Костромской области относится к 1550 году. Некоторые исследователи датируют постройку концом XIV – началом XV века.
Церковь Рождества Христова в Галиче
Строительство старейшего архитектурного памятника – Собора Рождества Христова (1552-1562) в городе Каргополе относится к временам правления Ивана IV. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре столетия он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа почти на одном уровне с землей – это нарушило пропорции здания, улучшилось впечатление пухлости и пухлости. Внутри собор отреставрирован. Шесть мощных столбов поддерживают своды.
Собор Рождества Христова в Каргополе
В честь Рождества Христова освятили храм в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале 16 века, перестроен в 1573 году. Каменная церковь была освящена в феврале 1692 года. В 1935 году храм начали разрушать, а на его месте построили школьное здание. 1980-1990 гг. Здесь размещалась общеобразовательная школа им. 122 Фрунзенского района и Московская часовня мальчиков Всероссийского хорового общества, затем Музей Революции.
Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах
Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутьев Боровского монастыря. Церковь была построена в 1511 году. Одностолпная трапезная, церковь и подвал были заключены в общий прямоугольник внешних стен.
Церковь Рождества Христова Пафнутьев Боровский монастырь
В селе Юркино Истрийского района Подмосковья, в имении боярина Я. Голохвастова, в начале XVI века возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычно убранство фасадов церкви Рождества Христова, и прежде всего керамический фриз, окружающий стены здания под их трехлопастными торцами. Его детали напоминают убранство храмов итальянского Возрождения. В советское время храм закрыли и разрушили.
Церковь Рождества Христова в селе Юркино
После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской приказал построить деревянную церковь в честь Рождества Христова на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Подмосковья). Каменная церковь в честь Рождества Христова построена в Боговом 1598-1599 годах. Годунов. Храм похож на церковь Вознесения в Коломенском. Его кирпичная шатровая крыша, украшенная камерами и бочками, венчает небольшой купол и золотой восьмиконечный крест на полумесяце. Белый камень для строительства доставили из расположенного поблизости Мячковского карьера. Первоначально основание храмового здания было окружено открытым каменным притвором с задним входом, над которым возвышалась шатровая колокольня. В 1930-е гг. Храм закрыли, а его нижнее помещение, где располагалась церковь и прилегающая к ней большая территория, превратили в огород. В 1943 году церковь Рождества Христова была передана в пользование верующим и восстановлена.
Церковь Рождества Христова в селе Беседы
В городе Верей Подмосковья Кафедральный собор Рождества Христова был заложен в 1552 году. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также как знак отличия воинов Вери под предводительством князя. Старицкий во время штурма города. В 1730 и 1802-1812 годах храм был значительно перестроен, что полностью изменило его облик: были добавлены трапезная и колокольня, обновлены иконостасы собора, стены украшены росписями в венецианском стиле. В 1924 г храм закрыли. В 1999 году храм был возвращен верующим и отремонтирован.
Церковь Рождества Христова на Верее
Во имя Рождества Христова освящена церковь Преображенского монастыря в городе Старая Русса Новгородской области. Для храма характерен большой притвор. Простота и рациональность конструкции позволяют предположить, что каменная церковь повторяла композицию деревянной церкви, вероятно, своей предшественницы 1620 года.
Церковь Рождества Христова Преображенского монастыря в Старой Руссе
В селе Малые Печорского района Псковской области церковь Рождества Христова построили в 1490 году. По легенде, на этом месте когда-то находился старинный одноименный монастырь, в котором проживало много монахов, но который был разрушен во время набегов литовцев на псковские земли.
Церковь Рождества Христова в селе Мали
Церковь Рождества Христова в Ярославле построена на средства купеческой династии Гурьева-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь построена, как и большинство церквей Ярославского Посада 17 века, на месте деревянной. Имена жертвователей хранятся в церковной летописи на изразцовом фризе под сводами закомара: «Летом 7152 (1644 г.) этот храм воздвигнут во имя Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа при государственном царе и великом князе всея Руси Михаиле Федоровиче самодержца и при митрополите Ростовском и Ярославском Варлааме, и этот самый храм был воздвигнут Анкиндин, по прозвищу Друзина, и дети Гурея Назарева, по душам и по родителям, и эта церковь была исполнена в честь их отца Гурья Назарева, его сыновей Михайло и Андрея и Ивана, по душам и родителям, в память о вечных благословениях, и этот храм освящается восьмой 152 тысячи августа, в 28-й день в память Моисей Мурин».
Церковь Рождества Христова в Ярославле
В 1546 году во имя Рождества Христова был освящен боковой алтарь церкви мироносиц в Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди Завеличьей равнины и окружен кладбищем. Церковь построена на средства известного митрополита Московского (бывшего Новгородского) Макария. В 1-й Псковской летописи можно найти сведения о заказчиках храма: «. храм поставили на подонках святых мироносиц, писаря Богдана Ковырина и Григория Иванова Титова Кирилла на мыльницу, и он добавил имя: Священники и диаконы и быт композиции… »С основанием каменного храма здесь был основан общежитий монастырь, церковь была преобразована в собор. В 1764 году Мироносицкий монастырь упразднен, а церковь преобразована в приход и кладбище, действовавшие до 1930-х гг., поэтому здесь располагался склад Росбакалеи, сейчас храм передан Псковской епархии Русской Православной Церкви.
Мироносный храм с приделом во имя Рождества Христова в Пскове
Есть также церкви, освященные в честь Рождества Христова в Украине (Тернополь, храм 1602 года постройки), Болгарии (село Арбанаси, церковь 1550 года), Грузии (Тбилиси, 1500 год постройки; с. Мацхвариши, 1000 год постройки). ; Мартвили, построенный в 900 году) и Израиль (построенный между 327 и 535 годами).
Старообрядческие храмы Рождества Христова
В древности на всех великих праздниках службы совершались особенно торжественно, всю ночь напролет, например, всенощное бдение. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов молятся всю ночь только на Пасху, а в другие праздничные дни богослужения, предусмотренные Уставом, проводят с перерывом: вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию ночной молитвы и богослужения Рождества Христова, например в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после литургии, Рождество отмечается в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской православной старообрядческой церкви в Москве (собор Рождества Христова Рогожской общины), Екатеринбурге, селе Андроново Московской области и селе Павликово Ярославской области. Приходы Белкриницкий в Сиднее (Австралия) и Журиловка (Румыния) освящены во имя Рождества Христова).
Собор РПНЦ Рождества Христова Рогожской общины летать
Церковь Русской Православной Церкви Рождества Христова в Екатеринбурге
Храмы древней Русской Православной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).
DRC Храм Улан-Удэ
Молельня 1-й Московской общины Поморского законного согласия освящена во имя Рождества Христова. Храм был двухэтажным. На первом этаже была гардеробная и комната для собраний Общественного совета. Весь второй этаж занимала храмовая комната в виде большого длинного зала без колонн с семиметровыми перегородками. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм украшала голова с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.
Молитва Рождества Христова Поморских о законном согласии